Презентация к теме «Икона», для 4 класса по курсу ОПК

Категория:
  1. Презентации для учителей
  2. ИЗО, МХК

Автор презентации: Кустарева Ольга Викторовна

Данная презентация предназначена для 4 класса при изучении модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Презентация демонстрируется на уроке по теме «Икона». Показ презентации способствует выявлению познавательной деятельности учащихся, их любознательности, интереса, стремления узнать больше. Презентация содержит слайды с иконами, а также сопровождается текстом, в котором кратко рассказывается о том, что изображено на иконах, что эти иконы символизируют. Попутно можно проговорить о правилах писания икон, о значении цветов на иконе. В виде домашнего задания можно попросить учащихся приготовить сообщения о других иконах, о художниках, которые писали иконы ранее, о современных художниках.

Слово «икона» («эйкон») греческого происхождения, оно означает «образ». Вот почему в языке, и особенно в просторечии, иконы называют «образами». Это название не случайно, так как икона призвана отражать образ небесного мира, созданный Богом. Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя таким образом его жителям. Она вдохновляла русских воинов полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме. Мир иконы открывается нам не сразу. Если в далёкие времена она была своеобразной книгой для неграмотных, читать которую умел почти каждый человек, то от современного зрителя требуются немалые усилия для того, чтобы понять условный язык иконописи.

Что же такое икона? Чем отличается икона от картины? Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников. А картина - это изображение предметов, людей, событий. Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ. Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.

Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. В каждом храме есть икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма. В иконостасе обычно расположена в местном ряде, вторая справа от Царских Врат, после иконы Христа. Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится «Бог есть Свет», свет духовный. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет. Художники пишут картины с помощью перспективы. Перспектива - это способ изображения объёмных фигур, который передаёт их расположение в пространстве. Приведите пример прямой перспективы. Все линии сходятся в одной точке. Точка схода в картине находится на линии горизонта. Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться уже. В иконе наоборот. Все линии сходятся к человеку. Точка схода перед иконой. В иконописи это называется обратной перспективой: предметы расширяются при их удалении от зрителя. Таким образом, иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором мы живем, совсем не большим. Главное отличие иконы от картины мы сможем выявить, когда ответим на вопрос: для чего нужна икона? Картину – произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным образом – иконой - предстоим в молитве.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙО появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перенес Образ в Константинополь, в честь чего и был установлен настоящий праздник. В 1204 г. захватившие Константинополь крестоносцы похитили Нерукотворный Образ Спасителя. Дальнейшая его судьба неизвестна. День Празднования - 26 (19) Августа

Образ «Не рыдай Мене, Мати» относится к страстным и изображает Богородицу, оплакивающую Своего Божественного Сына, снятого с креста после распятия.

Обнаженное тело Спасителя представлено на фоне креста и наполовину погруженным в гроб, глаза Его закрыты, руки сложены крест-накрест. Богородица обнимает Христа, нежно приникая к Его щеке.

В композиции совершенно явственно возникает ассоциация с иконографией Умиление, в которой Богоматерь изображается ласкающей Христа-Младенца, здесь же Она обнимает тело умершего Сына. Однако сквозь интонацию печали и плача просвечивает свет надежды.

Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без Семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

Песнопение это поется от имени Спасителя, Который утешает Свою Мать, говоря о Своем Воскресении, побеждающем смерть. Нежный лик Богородицы полон любви и страданий, на лике Спасителя также отражены боль и скорбь, но все эти эмоции поданы деликатно и тонко, не нарушая общей гармонии образа.

Икона написана строго канонично и в то же время свободно, живописная разделка многослойная, стойкими лессировками и легкими оживками.

Сдержанность цветового решения соответствует страстной теме, но в иконе нет ничего мрачного, фон средника, написанный светлой желтой охрой, создает светоносную среду, а киноварные надписи дают мажорные акценты.

Небольшая по размеру икона благодаря мастерству иконописца становится глубоким молитвенным образом.

Икона Святые Царственные страстотерпцы

Святые угодники – наши скорые помощники, заступники и ходатаи перед Господом. По молитвам нашим даруют они благодатную помощь и являют чудеса. Святой царь Николай со святой царицей Александрой и дети их: святой царевич Алексей, святые царевны Анастасия, Мария, Татиана и Ольга, приняли трагическую смерть и были канонизированы Православной Церковью. И вот уже на протяжении нескольких веков икона Святые Царственные страстотерпцы дарует молящимся исцеление от недугов, соединяет разобщенные семьи и защищает от бед.Император Николай II настолько был предан России, что готов был выступить искупительной жертвой, если такая была необходима для спасения государства. И его слова оказались пророческими.

Начиная с 1915 года, император много времени проводил вдали от дворца, отдавая все силы на борьбу с противником в первой мировой войне. Когда победа уже была близка, тыл совершил измену своему государю, поддавшись на уговоры безбожников - в Петербурге началось вооруженное восстание. Государя со всех сторон окружали изменники, которые не позволили ему послать воинские части на подавление мятежа и умышленно прервали всякую связь с семьей. Когда император Николай II отправился в Петроград, к нему в Пскове явились делегаты от Государственной Думы и предложили отречься от престола, чтобы успокоить мятежников. Правителю пришлось дать согласие во имя спасения России – отречение произошло в марте. В июле всю царскую семью под конвоем отправили в Тобольск, где они оказались отрезаны от всего мира. Только упование на милость Бога давало им силы, хотя царственным страстотерпцам уже становилось ясно, какая кончина их ожидает. Но члены царской семьи, проникнутые смирением, не желали мести своим мучителям, а, наоборот, молились за них, понимая, что только любовь может быть ответом на зло. С молитвой на устах и готовностью к переходу в жизнь вечную, смиренно отправились царственные страстотерпцы в Екатеринбург, место своей последней ссылки. В ночь с 3 июлю на 4, царскую семью разбудили и заставили спуститься в полуподвальный этаж, будто бы для того, чтобы покинуть город, которому угрожала опасность. Но когда в подвале появились вооруженные люди, пленникам стало понятно, что произойдет, и, перекрестившись, они приготовились достойно встретить свою погибель. Тела расстрелянных царственных мучеников были уничтожены, чтобы в народе им не смогли воздать должное почтение. И только в 2000 году вся семья царственных страстотерпцев была возведена к лику святых. Теперь икона Святые Царственные страстотерпцы имеется во многих храмах, перед ней возносятся молитвы о защите России, которой так предан был император Николай II. Известны случаи, когда икона Святые Царственные страстотерпцы мироточила и благоухала, и даже кровоточила – на ликах царевен появлялись кроваво-красные пятна.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша»

Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

НеупиваемаяЧашаСказание это, по справедливости, принадлежит всему Владычнему монастырю, но более оно все-таки есть сказание монахини Елизаветы (+1910), потому что она была церковницей при том храме, где обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» и в то самое время. Святой иконе она прислуживала до самой своей кончине. Вот ее рассказ.

Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной...

Обязательно поделитесь с друзьями:
Скачать Размер презентации: 2.70 Mb

Посмотрите также:

— Проектная работа учеников 4 класса «Моя малая родина»